среда, 17 апреля 2013 г.

СЦЕНАРИЙ проведения часа поэзии «БЕЗГРАНИЧНЫЙ ТАЛАНТ РАСУЛА ГАМЗАТОВА»



Цель
  
Ø      Познакомить с поэтическим и прозаическим творчеством Расула Гамзатова.
Ø      Воспитание патриотизма.
Ø      Расширение литературного кругозора.
Ø      Развитие творческого потенциала детей и молодежи.
Ø      Формировать умение анализировать текст, глубже понимать замысел поэта, воспитывать вкус к хорошему слогу.
Ø      Воспитание терпимости.
Ø      Побудить к творчеству.

 Ход мероприятия


 
Дорогие друзья, здравствуйте! Выдающейся поэт современности Расул Гамзатов обладал безграничным даром: любви к матери, отцу, малой родине, родному аварскому языку, России, всем народам мира, друзьям и близким, женщине и безграничным талантом поэтического слова. Он любил всем сердцем и душой поэзию, и с её помощью призывал к добру и человечности. Добро и человечность. Как его не хватает нам сейчас. Мы, порой, забываем, для чего мы живем? В наше сложное время мы не должны забывать, что мы люди, а не бездушные существа. Поэтому я призываю: Читайте Расула Гамзатова! Будьте человечными, спешите делать добрые дела!

Расул Гамзатович Гамзатов, аварский поэт, родился 8 сентября 1923 года в ауле Цада Хунзахского района Дагестанской АССР. С 1959 года Расул Гамзатов - народный поэт Дагестана, Герой социалистического Труда, лауреат Ленинской премии.

Его отец народный поэт Дагестана Гамзат Цадаса, (показать снимок отца) В 1937 году отец поэта получил первую премию за перевод стихотворения А. С. Пушкина «Деревня».
С 1959г. Расул Гамзатов учился в Махачкалинском педагогическом институте. Окончил  Литературный институт им. М. Горького в 1950 году. Первый сборник стихов «Пламенная страсть и жгучая ненависть»  вышел в свет  в 1943  году. С любовью он писал о родном Дагестане.

В траве и в ручьях находя свои строки
Я пел о суровой красе Дагестана,
О смелом джигите, о горной дороге.
О старцах седых, что лезгинку плясали
Как будто бы жить начинали   сначала.
                               ( Очаг )

Звучит стихотворение «Огонь и вода» в исполнении Марины Волченковой



Как страждущий от жажды человек,
 Степь стонет, к горизонту припадая:
 Воды прошу!.. Горю я... Пропадаю...
 Воды мне, люди,— из ключей и рек...
 А я взамен — я жизнь вам принесу,
 Жизнь принесу вам, как траву приносят
И как цветы живые преподносят,
 Как руку друг подаст — в беде не бросит! -
  Стоящему над бездной на весу...

Окоченевшим путникам под стать,
Припав друг к другу в холоде плечами,
Взывают горы к нам: раздуйте пламя!  
Взамен — мы жизнь вам станем озарять

Как разжигает краски дня рассвет,
 Как небо озаряет ночь луною...
 Огонь для нас — все бытие земное,
 И без огня нам жизни просто нет...

Жизнь... Бытие — какая тайна в нем?
 Мне кажется, вот-вот я разгадаю!
 Вот суть его: кипит вода живая
В котле, висящем над живым огнем...

И дождевые нити, может быть,
Что в ушки солнечных иголок вдеты,
 Стараются, спешат — хоть как-то, где-то —
 Мир, как тулуп разодранный, зашить.



- С огнем не шути!- говорил мой отец.
-В воду камни не бросай- просила мама.

А еще говорила: «Отец у Дагестана - огонь, а мать- вода». Мать и отец для Расула Гамзатова - святые люди. Я не помню поэта, который бы так проникновенно и в тоже время величественно и просто писал о матери. Это стихотворение можно посвящать всем матерям мира.
Мама.

По-русски - "мама", по-грузински - "нана",
А по-аварски - ласково "баба".
Из тысяч слов земли и океана
У этого - особая судьба.
Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.

Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину -
Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождем следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.

Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,
И, скрыв слезу при ясном свете дня,
"Не беспокойся, - маме говорю я, -
Все хорошо, родная, у меня".

Тревожится за сына постоянно,
Святой любви великая раба.
По-русски - "мама", по-грузински - "нана"
И по-аварски – ласково "баба".

Из книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан»:  «Когда моей, больной тогда, матери сказали, что ее сыну присудили Ленинскую премию, она вздохнула и ответила: «Хорошая весть. Но я бы обрадовалась больше, если бы услышала, что сын помог бедному человеку или сироте. Пусть отдаст  эти деньги для проведения воды в какой- нибудь жаждущий аул. И люди похвалят. Его отец, когда получил премию, отдал все деньги на то, чтобы искали новые родники. Где родник, там и тропинка, где тропинка, там и дорога. А дорога нужна всем и каждому. Без дороги человек не найдет свой дом, скатится в пропасть».
А вот воспоминания об отце:
«Теперь меня знают в ауле как поэта Расула Гамзатова. А было время, знали как растяпу и неряху. Я делал одно, а думал в это время о чем-нибудь дру­гом. И получалось, что рубашку я надевал задом наперед, пу­говицы у пальто застегивал неправильно, да так и выходил на улицу. Шнурки у ботинок не завязывал, а если завязывал, то так, что они тотчас развязывались. В то время про меня говорили:
   Как могло получиться, что у такого опрятного, аккурат­ного и спокойного отца мог родиться такой суетливый и неорга­низованный сын? Кто из них стар и кто молод: тот ли, кто за­бывает завязывать шнурки, или тот, кто ничего никогда не за­бывает?
   Да,— отвечал я на эти досужие рассуждения.— Я- взял себе старость отца и отдал ему свою молодость.
В самом деле, мой отец до конца был подтянут и легок, как юноша. И внешне и внутренне он был всегда собранным, дис­циплинированным, точным. Все в ауле знали тот час и ту ми­нуту, когда мой отец, надев тулуп, подымался на крышу сакли. По этим выходам отца на крышу можно было проверять часы. Один молодой аулец писал из армии своим родителям: «Мы встаем рано. Нас будят в то самое время, когда Гамзат поды­мается на крышу».
Поэт всегда с любовью писал о своей малой родине. Он побывал в разных странах мира, на разных континентах. Но всегда с большой любовью говорил, что он из Дагестана, хотя его спрашивали - Вы представитель Азии или Европы? Поэт знал  русский язык, но писал на аварском. О языке он талантливо сказал в книге «Мой Дагестан»: «Я люблю свою звезду – мой родной аварский язык. Я верю тем геологам, которые говорят, что в маленькой горе может оказаться много золота». Звучит стихотворение: «Слышал я в краю своем суровом».

 Читает Женя Петров.

Слышал я в краю своём суровом
Словом создан мир для грешных нас.
Как оно звучало, это слово?
Как молитва? Клятва? Как приказ?
Мы встаем за этот мир на битву,
Мир изранен, мир истерзан зло,
Дайте слово: клятву, иль молитву,
Иль проклятье. Лишь бы мир спасло!


Он талантливо писал о своих старших друзьях- поэтах. И вообще тема дружбы - особая тема. Звучит стихотворение «Берегите друзей».


Читает Александр Лобанов




Берегите друзей
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился –
Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы друзей своих теряем,
Обретем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его – вини дорогу
И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много;
Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало.
И, бывало, на путях крутых
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощённые однажды
Или не простившие меня.


У Расула Гамзатова было очень много друзей и знакомых. Он любил людей и они тянулись к нему. Доброжелательность, открытость всегда светилась на его добром лице, а о его гостеприимстве можно говорить бесконечно. Поэт побывал во многих странах мира: Франция, Индия, Япония, Турция, Куба, множестве других и всегда  с любовью писал о них. Но мне кажется, что с особой любовью поэт писал о Беларуси, может быть потому, что народы маленькой Беларуси и маленького Дагестана отличаются особой гостеприимностью. Расула Гамзатова знают и любят  в Беларуси.  
И в душе моей слиты навеки
Шум берез и безмолвие гор
Могилевские синие реки
И зеленый  каспийский простор. 
 
Читает Алина Жорова

 АДРЕС  МОЕЙ  ЛЮБВИ
Ты — адрес нестареющей любви.
         И я постигнуть заново стремлюсь,
            Как, воплотив достоинства твои,
Возникло в мире имя — Беларусь.
Вообразим желанье двух сердец
 Дочерней чистоте названье дать.
   О белая моя!—сказал отец.
  О русая моя!—сказала мать.

Ты — адрес неизменной красоты,
 Певуч и ласков твой живой язык.
 В нем обаянья твоего черты,
 Он в душу беспрепятственно проник.
 В нем колокольный слышится металл
И щебет птиц на утренней заре.
Когда я слышу звон твоих цимбал,
 Светлеют горы даже в декабре.

Ты — адрес огнестойкой правоты.
 Когда над Бугом полыхнул пожар,
Явила доблесть истинную ты
И грудью первый приняла удар.
 В твоих глазах тревожных молний след
 В твоих ушах гремит недавний бой.
 С волнением внимает целый свет
Страницам, что начертаны тобой.

 Белорусская земля первой приняла на себя удар фашистских захватчиков. Каждый третий житель Белоруссии погиб в той страшной войне. Отдали жизнь за Родину и два брата Расула Гамзатова. Двадцатидвухлетний Ахильчи, летчик, погиб над Черным морем. В госпитале города Балашова умер старший брат поэта Магомет.

Я думаю, поэт хотел посвятить стихотворение «Журавли» своим братьям, всем джигитам Дагестана, но песня Я. Френкеля на стихи Р. Гамзатова стала гимном всем солдатам, не вернувшимся с полей Отечественной войны и умершим от ран, как и моему дедушке Михаилу Федоровичу Костенко. Звучит первоначальный вариант стихотворения «Журавли».

ЖУРАВЛИ
Мне кажется порою, что джигиты,
 С кровавых не пришедшие полей,
 В могилах братских не были зарыты
И превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Сейчас я вижу: над землей чужою
В тумане предвечернем журавли
Летят своим определенным строем,
Как по земле людьми они брели.

Они летят, свершают путь свой длинный
 И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?

Летит, летит по небу клин усталый —
Мои друзья былые и родня.
И в их строю есть промежуток малый —
 Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей
 Я поплыву в такой же сизой мгле,
 Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.


Молодежь должна свято хранить память о своих дедах, отцах.

Сейчас прозвучит «Клятва сыновей»

С головами поникшими
Над отцами погибшими
Встали мы.

Над легендой повитыми
Их могильными плитами
Встали мы.

Им, как будто бы мысленно,
Тихо мы и не выспренно
Говорим:

«Листья вашего дерева,
А не серая тень его —
Это мы!

Эхо вашего голоса,
Зерна вашего колоса —
Это мы!

Битв минувших не отблески,
А законные отпрыски —
Это мы!

Меж годами посредники,
Вашей славы наследники —
Это мы!

Всех имен ваших словники,
Ваших кровников кровники —
Это мы!

Ваших помыслов вестники,
Вашей правды наместники —
Это мы!

Продолжение повести
Вашей чести и совести —
Это мы!

Ваших судеб защитники,
Не лохматые битники —
Это мы!

Ваших дум воплощение
И грехов отпущение —
Это мы!

Верность вашим обличиям,
Верность вашим обычаям —
Мы храним!

Верность вашему воинству
И мужскому достоинству —
Мы храним!

Верность вашему мужеству
И великому дружеству —
Мы храним!

Верность вашей душевности
И святой вашей верности —
Мы храним!

Сами ставшие взрослыми,
Вам клянемся мы веснами,
Светом собственных глаз

И огнем над метелями,
Хлебом и колыбелями —
Быть достойными вас!»


Молодёжь должна продолжать дела своих отцов, хранить мир в своем доме, огромной разноязычной России, во всем мире. К этому призывал Расул Гамзатов- замечательный поэт современности, поэт безграничного таланта, добра, честности и человечности. Мы должны следовать его примеру.


Я призываю к помощи эфира,
Взываю к людям: - не щадите сил,
Чтоб шар земной как добрый Остров Мира
Сиял среди  бесчисленных светил.


В проведении часа поэзии «Безграничный талант Расула Гамзатова» принимали участие чтецы читательского любительского объединения «Сказка»: Никита Левчин, Александр Лобанов, Антон Левчин, Марина Волченкова, Алина Жорова, Евгений Петров. Ведущая – Любовь Шестернева, зав. библиотекой № 1.



Любовь Николаевна Шестернева



Комментариев нет: